Родительский университет

Родительский университет

19.11.2021

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Основные задачи Родительского университета:

-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

 

Отчет о проведении занятий родительского университета

 

26 декабря 2024 года состоялась дискуссия «Такие трудные подростки» в рамках проекта «Родительский университет». В качестве эксперта была приглашена Чумакова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры психологии БрГУ им. А.С.Пушкина, член попечительского совета школы. Родители получили возможность задать интересующие их вопросы практикующему психологу, обсудили возрастные особенности подростков и их влияние на поведение детей. Рекомендации актуальной психологической литературы и фильмов для совместного семейного просмотра позволят присутствовавшим родителям конструктивно организовать совместный с детьми досуг, наладить коммуникацию с учётом особенностей этого непростого возраста.

Педагогами-психологами Стасюк О.А. и Непша Ю.В. было разработано и проведено анкетирование родителей на тему доверительности отношений с подростками, откровенности обсуждения важных в этом возрасте тем. Результаты анкетирования будут использованы на классных часах с учащимися 6-х–8-х классов, посвящённых тематике детско-родительских отношений.

 

 

 

В рамках родительского университета 06.10.2023 в школу был приглашен специалист УЗ «БОПНД» врач -психиатр Ирина Петровна с целью ознакомления родителей учащихся 9-11 классов на тему: «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних». Так же педагогом социальным Ю.В. Трофимчук и педагогом-психологом Ю.В. Непша была проведена профилактическая беседа о зависимостях несовершеннолетних и их выявлениях.

23 сентября 2023 года состоялось заседание родительского университета «Особенности адаптации учащихся 1-х и 5-х классов». Родители были проинформированы об особенностях протекания каждого из этапов адаптационного процесса, получили рекомендации по соблюдению правильного режима дня и выстраиванию межличностных отношений в семье с учётом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.

Заседание проходило в диалогичном формате, в ходе мероприятия родители могли задавать вопросы и делиться своим опытом преодоления проблемных ситуаций.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении — первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей. Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Начало 5-го класса часто сопровождается спадом успеваемости не только из-за усложнения программы и смены педагога, но и потому, что дети больше заняты изучением изменившейся формы учебной деятельности, нежели её содержания.

 

 

 

02 февраля 2023 года состоялось заседание проекта "Родительский университет" по теме "Конфликты в начальной школе и их решение". Форма проведения занятия - лекция. Заседание провела педагог-психолог Непша Юлия Владимировна и старший преподаватель кафедры психологии БрГУ им. А.С.Пушкина Чумакова Ольга Вячеславовна. На заседание были приглашены родители 1-4-х классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 февраля 2023 года состоялось заседание проекта "Родительский университет" по теме "Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни". Форма проведения занятия - дискуссия. Заседание провела социальный педагог Нущик Наталья Сергеевна. На заседание были приглашены родители и учащиеся 10-11-х классов.

26 января 2023 года состоялось заседание проекта "Родительский университет" по теме "Копилка родительских советов". Форма проведения занятия - круглый стол. Заседание провела педагог-психолог Непша Юлия Владимировна. На заседание были приглашены родители учащихся 1-4-х классов. По итогам встречи родителям учащихся были предоставлены рекомендации.  


25 января 2023 года состоялось заседание проекта "Родительский университет" по теме "Как повысить учебную мотивацию подростков". Форма проведения занятия - круглый стол. Заседание провела социальный педагог Нущик Наталья Сергеевна. На заседание были приглашены родители учащихся 5-9-х классов. По итогам встречи родителям учащихся были предоставлены буклеты-памятки.  

19 ноября 2022 года состоялось заседание проекта "Родительский университет" по теме "Адаптация ребёнка в новом коллективе". Форма проведения занятия - круглый стол. Заседание провела педагог-психолог Стасюк Ольга Александровна. На заседание были приглашены родители учащихся 5-х классов. По итогам встречи родителям учащихся были предоставлены буклеты-памятки  по эффективному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей.

 18 ноября 2022 года состоялось заседание проекта "Родительский университет" по теме "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних". Форма проведения занятия - круглый стол. Заседание провела социальный педагог Трофимчук Юлия Владимировна. На заседание были приглашены родители учащихся 9-11-х классов. Приглашённым гостем занятия стал оперуполномоченный отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ОВД администрации Ленинского района г.Бреста Демчук Д.В.

свернуть

Методические разработки

22.11.2021

Положение о родительском университете

20.11.2021

 

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете

Ι Общие положения

  1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
  2. Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского союза Д.М. Карбышева»
  3. Цель университета – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
  4. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

  1. В своей работе университет руководствуется:

         - Кодексом Республики Беларусь об образовании;

         - Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

         - Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»;

         -  настоящим Положением;

         - иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
  2. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (Ректор университета).
  3. В состав университета входят 4 кафедры:

  - Кафедра правовых знаний;

  - Кафедра возрастной и семейной психологии;

  - Кафедра педагогики;

  - Кафедра конструктивного взаимодействия.

  1. Руководство кафедрой осуществляет на общественных началах педагогический работник (заведующий кафедрой), которому данная функция вменена приказом директора школы.
  2. На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы.

 

II Деятельность университета

  1. Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  2. Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

  1. Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  2. К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
  3. Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.

16.Обучение родителей организуется по циклам:

- 1 цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,

         - II цикл— для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,

         - IIIцикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.

  1. Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
  2. Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

-  I Основы правовых знаний,

- II Основы возрастной и семейной психологии;

- III Основы педагогических знаний;

- IV Основы конструктивного взаимодействия.

         Курсы базового модуля ведут только специалисты, имеющие профессиональное образование.

         19.Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высококвалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.

  1. При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.

         21.Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.

  1. По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получают электронный сертификат установленного учреждением образования образца.

        

III Участники родительского университета.

Их права и ответственность.

  1. Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
  2. Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.

         24.Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.

 

IV Документация университета

  1. В университете предусмотрено наличие следующих документов:

         - Копия приказа об организации родительского университета;

         - Положение о родительском университете;

         - План работы родительского университета;

         - Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);

     - Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.    

свернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №20 Г.БРЕСТА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.М. КАРБЫШЕВА» НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №20 Г.БРЕСТА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.М. КАРБЫШЕВА» НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Осторожно: подростковый суицид

Октябрь

2023 г. 

Семинар-практикум

Стасюк О.А., педагог-психолог

Непша Ю.В., педагог-психолог

 Трофимчук Ю.В., педагог социальный

Кобрик В.С., педагог социальный

Классные руководители 6-х–11-х классов 

Копилка родительских советов

Ноябрь

2023 г. 

Родительский аукцион

Стасюк О.А., педагог-психолог

Непша Ю.В., педагог-психолог

 Трофимчук Ю.В., педагог социальный

Кобрик В.С., педагог социальный

Классные руководители 1-х–4-х классов 

Такие трудные подростки

Декабрь

2023 г. 

Дискуссия

Стасюк О.А., педагог-психолог

Непша Ю.В., педагог-психолог

 Трофимчук Ю.В., педагог социальный

Кобрик В.С., педагог социальный

Классные руководители 5-х классов 

Воспитание без наказания. Родительский авторитет

Январь

2024 г. 

Родительские дебаты

Стасюк О.А., педагог-психолог

Непша Ю.В., педагог-психолог

 Трофимчук Ю.В., педагог социальный

Кобрик В.С., педагог социальный

Классные руководители 1-х–8-х классов 

Как помочь подростку выбрать профессию?

Февраль

2024 г. 

Тренинг

Стасюк О.А., педагог-психолог

Непша Ю.В., педагог-психолог

 Трофимчук Ю.В., педагог социальный

Кобрик В.С., педагог социальный

Классные руководители 9-х–11-х классов 

Как уберечь подростка от насилия

Март

2024 г. 

Дискуссия

Стасюк О.А., педагог-психолог

Непша Ю.В., педагог-психолог

 Трофимчук Ю.В., педагог социальный

Кобрик В.С., педагог социальный

Классные руководители 6-х-11-х классов 

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

Апрель

2024 г. 

Круглый стол с элементами тренинга

Стасюк О.А., педагог-психолог

Непша Ю.В., педагог-психолог

 Трофимчук Ю.В., педагог социальный

Кобрик В.С., педагог социальный

Классные руководители 9-х и 11-х классов 

Профилактика проблемного поведения подростков

Май

2024 г. 

Семинар-практикум

Стасюк О.А., педагог-психолог

Непша Ю.В., педагог-психолог

 Трофимчук Ю.В., педагог социальный

Кобрик В.С., педагог социальный

Классные руководители 6-х-11-х классов 

свернуть

Психологические методы и приёмы взаимодействия классного руководителя с родителями