Итоги работы по инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Брестского исполнительного комитета

Отдел образования, спорта и туризма администрации

Ленинского района г. Бреста

Государственное учреждение образования

“Средняя школа №20 г. Бреста имени Героя Советского

Союза Д.М. Карбышева”

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

УТВЕРЖДАЮ

Консультант

Пашкевич Юлия Ульяновна, заведующий аспирантурой учреждения  образования  Федерации профсоюзов Беларуси  «Международный университет» «МИТСО»,

_________________Ю.У. Пашкевич

«___» ______________2018 г.

контактный телефон 8(017)2799872,

моб. тел. 80293207879

e-mail:  pash71@bk.ru

 

 

Директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза

Д.М. Карбышева»

_____________И. Ф. Никифоровец

«___» ______________2018г.

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления»

2017/2018 уч. г.

 

 

 

Руководитель  проекта

Шлома Светлана Николаевна,

заместитель директора 

ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева»

контактные телефоны: 8(0162)503196, 80295213141

224030, г. Брест,

ул. Карбышева, д. 81

е-mail: school20brest@rcit.by

 

 

г. Брест, 2018

 

Общие данные

Учреждение образования:

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева»

Регистрационное свидетельство Устава: № 173 от 09.02.2016

Тема инновационного проекта: Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления.

Сроки реализации проекта: 2015-2018 годы.

Руководитель инновационного проекта: Шлома Светлана Николаевна, заместитель директора Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева».

Консультант инновационного проекта: Пашкевич Юлия Ульяновна, заведующий аспирантурой учреждения  образования  Федерации профсоюзов Беларуси  Международного университета «МИТСО»

Количество участников: 11 педагогов и 12 учащихся.

п/п

Ф.И.О.

Должность

Образование

Категория

  1.  

Никифоровец

Ирина Фёдоровна

директор

высшее

Высшая

  1.  

Шлома

Светлана Николаевна

заместитель директора

высшее

Высшая

  1.  

Чирец Людмила Михайловна

учитель русского языка и литературы

высшее

Высшая

  1.  

Лычук

Людмила Григорьевна

учитель белорусского языка и литературы

высшее

Высшая

  1.  

Шарова Елена Александровна

учитель английского языка

высшее

Высшая

  1.  

Губаревич Татьяна Юрьевна

учитель английского языка

высшее

Высшая

  1.  

Кудачко Ольга Евгеньевна

учитель английского языка

высшее

Первая

  1.  

Бойко Наталья Васильевна

учитель немецкого языка

высшее

Первая

  1.  

Мищук

Татьяна Владимировна

учитель истории

высшее

Высшая

  1.  

Матус Татьяна Сергеевна

учитель физики

высшее

Высшая

  1.  

Ляшко Наталья Алексеевна

учитель математики

высшее

Высшая

 

 

Введение

Не перестает быть актуальной проблема выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных учащихся. Особенно остро стоит вопрос соответствия возможностей и желаний этих детей. Существующие  специфические особенности, характерные таким детям, не всегда определяют  легкий путь их личностного становления и самореализации.  На этапе профессионального становления одаренные  и высокомотивированные учащиеся требуют к себе повышенного педагогического внимания. Наиболее приемлемо в работе с такими детьми индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, целью которого является оказание помощи учащимся в  развитии ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности и социализации.

Для реализации цели на 2017/2018 учебный год были поставлены следующие задачи:

  1. Провести итоговую диагностику интеллектуальных способностей и профессиональных ориентиров учащихся.
  2. Обновить банк данных интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся.
  3. Разработать индивидуальную образовательную программу развития ключевых компетенций учащихся на 2017/2018 учебный год.
  4.  Создать условия для реализации запланированных мероприятий.
  5. Обобщить опыт работы педагогов — участников инновационного проекта.
  6. Провести презентацию опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе.

В 2017/2018 учебном году мы организовали работу объединений по профессиональным интересам интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся и обеспечили их учебно-методическое сопровождение. Было разработано 12 индивидуальных маршрутов  и  образовательные программы по формированию ключевых компетенций интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся. Обеспечивалось психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение данных учащихся. Тьютеры создали условия для реальной индивидуализации процесса обучения. Тьюторанты были вовлечены в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания. Осуществлялся мониторинг процесса реализации индивидуальной программы развития учащегося, при необходимости, вносились коррективы. Также были организованы тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности совместно со специалистами образовательного центра «Инсайт». Через реализацию программы «Профессиональные пробы» обеспечивалась координация всех многообразных структур, ставящих своей целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе. Было расширено социальное партнерство и сотрудничество.

 

 

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

Успешно проведённые организационно-диагностические мероприятия подготовительного этапа обеспечили целенаправленную и слаженную работу педагогов-участников инновационного проекта в реализации задач практического этапа.

Эффективной формой взаимодействия участников инновационного проекта явились семинары-практикумы, которые проводила психолог образовательного центра  «ИНСАЙТ» Марченко Елена Евгеньевна на основе договора безвозмездного оказания образовательных услуг от 19.09.2016. Районные семинары-практикумы по темам «Коммуникация с эффектом», «Тайм-менеджмент», «Использование методики активной оценки»  прошли 13.01.2018, 10.02.2018, 30.04.2018 на базе ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева» с целью поддержки профессиональных потребностей педагогов в самосовершенствовании и самореализации. В данных семинарах приняли участие педагоги школ № 5, 18, 20 и гимназии № 3. В районе в течение  учебного года работала проблемная группа  педагогов школ № 5, 18, 20 и гимназии № 3, работающих над реализацией данного инновационного проекта. 28.03.2018 прошел педагогический совет «Обобщение опыта педагогов в рамках работы над реализацией проекта». Школа продолжила работу как филиал  кафедры математического анализа и дифференциальных уравнений и их приложений (заведующий кафедрой Сендер Н.Н.). Договор был подписан 01.11.2016. В данном учебном году прошло четыре занятия для участников проекта. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина Силюк Л.А. выступила на расширенном заседании школьного научного общества 21 апреля 2018 года по теме "Исследовательская деятельность учащихся". С целью расширения профессионально-педагогической эрудиции и поля возможностей творческого потенциала педагогических работников, активизации олимпиадного движения в педагогической среде в школе в январе-марте 2018 года была проведена методическая олимпиада, в которой приняли участие 32 педагога школы. Учитель-тьютор Кудачко О.Е. была отмечена дипломом в данной олимпиаде.

 Методическая сеть учреждения образования включает в себя работу проблемной группы учителей по реализации инновационного проекта.

Участниками инновационного проекта разработаны индивидуальные планы работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися на 2017/2018 учебный год, календарный план работы учителя по реализации программы инновационной деятельности. Рефлексивная деятельность педагогов в рамках реализации инновационного проекта осуществляется через ведение дневника.

Продолжена практико-исследовательская деятельность педагогов в рамках реализации инновационного проекта. Предметом исследований участников проекта являются способы и методы формирования ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по учебным предметам посредством психолого-педагогического и тьюторского сопровождения (Приложение 1).

Ведущей формой контроля в рамках инновационной деятельности стал самоконтроль, который обеспечивается эффективным и конструктивным взаимодействием всех участников инновационной деятельности.

                   Эффективность условий реализации инновационного проекта       В школе созданы условия для успешной реализации идей инновационного проекта, проявления педагогами инициативы, презентации инновационного опыта, удовлетворения профессиональных потребностей и запросов.

В учреждении образования имеется необходимая для реализации инновационного проекта материально-техническая база. Все учебные кабинеты оснащены техническими средствами. В школе имеются два компьютерных класса, два информационных центра в кабинете английского языка и математики, технически в полном объеме оснащена библиотека. С прошлого учебного года ученики 10-х классов подключены к системе «Электронная школа», ведутся электронные дневники и журналы. С 2017/2018 учебного года ученики 10 «А» и 10 «Б» классов также подключены к системе «Электронная школа». Сетевое взаимодействие с участниками проекта и социумом осуществляется посредством электронной почты. В данном учебном году школа стала работать по системе электронного документооборота, предназначенной для автоматизации обработки электронных документов и создания единого электронного хранилища документов Республики Беларусь.

В школе согласно протоколу заседания общественного Совета отдела культуры Брестского горисполкома № 2 от 11 февраля 2009 года были зарегистрированы: музей «Город-герой Москва», музей «Спадчына Беларусі», в сентябре 2013 года в школе был открыт музей Д.М. Карбышева. Музеи являются неотъемлемой частью разнообразной образовательной среды нашей школы. В них созданы условия для формирования личности, а также возможностей ее реализации, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Кадровый состав участников инновационного проекта (Приложение 2) характеризуется высоким квалификационным уровнем: из 11 участников проекта 9 (82%) имеют высшую квалификационную категорию. В данном учебном году повысили категорию, получили высшую три учителя. 2 (12%) – первую. Имеют педагогический стаж 15-20 лет – 4 (36%), свыше 20 лет – 7 (64%). Являются сертифицированными пользователями информационных технологий в образовании - 11 (100%) педагогов. Три педагога (27%) участвуют в инновационной деятельности во второй раз. С 2011 по 2014 школа участвовали в реализации инновационного проекта "Внедрение модели формирования коммуникативной культуры учащихся в контексте белорусского менталитета".

Научно-методическое обеспечение проекта осуществляет консультант Пашкевич Ю.У. Консультантом была оказана помощь в определении целей, задач и критериев, в соответствии с которыми педагогами определяются результаты инновационной деятельности. Консультантом был предложен инструментарий для психолого-педагогической диагностики по выявлению интеллектуальной одарённости и профессиональных склонностей учащихся. 

С целью повышения инновационной культуры педагога заместитель директора по учебной работе Шлома С.Н. приняла участие в республиканском рождественском фестивале на базе АПО г. Минска 27-28.12.2017.  10.10.2017 заместитель директора по учебной работе Шлома С.Н., учитель немецкого языка Бойко Н.В. приняли участие в международном научно-практическом семинаре «Инновационные подходы в обучении иностранным языкам» в Вальдорфской школе г. Равенсбурга. Во время участия в республиканском рождественском фестивале была освоена форма организации семинаров «Мировое кафе». 20.01.2018 и 21.04.2018 на базе школы были проведены семинары с использованием данной формы по темам «Работа с высокомотивированными учащимися по профессиональному самоопределению» и «Взаимодействие с родителями высокомотивированных учащихся по профессиональному самоопределению».  

Совершенствованию профессиональных компетенций педагогов-участников проекта способствовало прохождение курсов повышения квалификации на базе ГУО «Брестский областной ИРО» в 2018 году (Матус Т.С., учитель физики, Лычук Л.Г., учитель белорусского языка и литературы – 18%).

В течение учебного года с педагогами, которые участвуют в проекте, проводились консультации кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина Силюк Л.А. Совместно с администрацией школы оказана консультационная помощь педагогам по ведению дневника участника инновационного проекта, по планированию работы по теме педагогического исследования, по вопросам организации взаимодействия тьютора и учащегося-тьюторанта.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществлялось педагогом-психологом Стасюк О.А. Работа велась по следующим направлениям: просвещение, диагностика, организация психолого-педагогических консультаций «Работа над обобщением опыта педагога» и тренинговых занятий с учителями-участниками инновационного проекта. Педагогом-психологом осуществлялся мониторинг уровня психологической комфортности и работоспособности учащихся.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Календарный план инновационной деятельности на 2017/2018 учебный год выполнен. Закончила реализовываться программа профессиональных проб. Результатом реализации данной программы стало повышение уровня осведомленности учащихся о специальности, отдельных направлениях специальности, повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях; увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель.

Во многом на качество мероприятий влияет разнообразие образовательной среды школы, в которую наряду с музеями входят международные проекты со школами г. Москвы и г. Равенсбурга. С 29.09 по 12.10.2017 делегация педагогов и учащихся школы побывала в Вальдорфской школы г. Равенсбурга. Два педагога, которые участвуют в реализации проекта, и 7 тьюторантов участвовали в течение двух недель в международном обмене. В рамках встреч для педагогов школы были организованы международные семинары. В отчетном году использовались инновационные формы общения с коллегами из школы Равенсбурга: телемосты, скайп-конференции.

Работа педагогов-участников инновационного проекта в течение учебного года была направлена на достижение цели и успешное решение задач  практического этапа осуществления инновационного проекта. С учетом внешних факторов, оказывающих влияние на ход инновационного процесса в течение года, в календарный план вносились коррективы, которые касались как изменения сроков проведения запланированных мероприятий, так и их содержания.

Педагогами-тьюторами совместно с педагогом-психологом, учащимися и их родителями на основе проведенных диагностик, анкетирования и собеседований были разработаны индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся, которые нашли своё отражение в индивидуальных образовательных маршрутах учащихся. Педагогом-психологом проведено 18 консультаций по результатам диагностики.

За тьюторами, которые являются классными руководителями 11 «А» и 11 «Б» классов, на базе которых реализовывается инновационный проект, Лычук Л.Г., Чирец Л.М. закреплено по двое учащихся. За тьюторами Шломой С.Н., Губаревич Т.Ю., Мищук Т.В., Н.В., Кудачко О.Е., Ляшко Н.А., Матус Т.С. Шаровой Е.А. закреплено по одному учащемуся. Это позволило многим педагогам вести индивидуальную работу.

Среди форм внеурочной деятельности использовались факультативные занятия, участие в интеллектуальном чемпионате по разным направлениям. Продолжено участие тьюторантов в программе профессиональных проб.

Не прервалась деятельность по сопровождению профессионального становления старшеклассников и во время летних каникул в июне 2017 года. В рамках школьного лагеря отряд «Ровесник» собрал закончивших 10 класс ребят, объединённых общей целью – больше узнать об интересующих их специальностях, встретиться с успешными в своей области профессионалами. В течение лагерной смены воспитанники посетили рабочее место кузнеца, завод «Брестгазоаппарат», встретились с художником-ювелиром, провели увлекательный диалог с брестскими литераторами, увидели, как выращивают грибы в промышленности.

В новом учебном году профпробы по направлению «Военное дело» проходили при поддержке Брестской Краснознамённой пограничной группы имени Ф.Э. Дзержинского и Брестской службы ДОСААФ на базе 38-й отдельной гвардейской Краснознамённой десантно-штурмовой бригады. Учащиеся, планирующие связать свою жизнь с юриспруденцией, имели возможность посетить открытое судебное заседание Ленинского района г. Бреста в Брестском межрайонном военном комиссариате.

Представилась возможность пройти профессиональные пробы и у учащихся, заинтересованных в сфере государственного управления. В апреле 2018 года участники инновационного проекта в числе юнармейцев Брестского Поста Памяти, отличников учёбы и учащихся с активной жизненной позицией посетили овальный зал Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Молодые люди стали участниками заседания депутатов Палаты Представителей, пообщались с депутатами Парламента.

За отчётный период для учащихся  – участников инновационного проекта были проведены Марченко Е.Е., кандидатом психологических наук, развивающие занятия по следующим темам:

  1. Семинар-практикум  «Как запомнить быстрее, больше и надольше (пути оптимизации познавательной деятельности одарённых обучающихся обучающихся)  – 01.11.2017.
  2. Семинар-практикум «Эффективный коммуникатор» (пути оптимизации коммуникативной деятельности одарённых обучающихся) – 05.01.2018.
  3. «Тренинг стрессоустойчивости: как победить волнение в учебной ситуации» – 28.03.2018.

В школе работает 13 объединений по интересам, в которых занимались учащиеся инновационной группы. С целью развития социально-трудовой компетенции учащиеся вовлечены в волонтерское движение, которое включило мероприятия в рамках сотрудничества с Белорусским детским фондом и Красным Крестом, коррекционно-развивающимся центром «Стимул», благотворительные акции,  участие в благотворительном проекте «Любовью защитим». В рамках приезда немецкой делегации с 18.03 по 28.03.2018 было реализовано три проекта деятельности белорусских добровольцев,  направленных на помощь нуждающимся слоям населения.

Научно-исследовательское и олимпиадное движение являются одним из результатов профориентационной работы в рамках инновационного проекта. В школе продолжало работу научное общество учащихся «Шанс». Результатом работы стали два диплома учеников из инновационной группы в районной научно-практической конференции «Дети. Творчество. Интеллект» в ноябре 2018 года. В феврале ученик 10 «А» класса Юшкевич Кирилл был отмечен дипломом 3-й степени на республиканском конкурсе работ учащихся исследовательского характера по немецкому языку. Консультантом научного общества является кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина Силюк Л.А. Развивая проектно-исследовательские компетенции, консультации способствовали получению главного результата – интеллектуального продукта.

В рамках сотрудничества с Вальфдорфской школой г. Равенсбурга, Германия, были проведены мероприятия в рамках международного проекта «Выбери будущее сегодня» в октябре 2018 года в г. Равенсбурге. Данный проект помогает учащимся в развитии учебно-познавательных и коммуникативных компетенций через лингвистический обмен.

В школе создана информационная среда по профессиональному самоопрелелению. Имеется информационный стенд «Профориентация». Информация, размещенная на стенде, периодически обновляется и поддерживается в актуальном состоянии. На сайте школы также размещаются материалы, раскрывающие особенности профессионального становления, перспективы трудоустройства выпускников в соответствии с запросами рынка труда, советы педагога-психолога, информация о проведении дней открытых дверей в учреждениях образования республики. Выпускники работали над созданием своего портфолио по профессионльному самоопределению, используя все данные материалы.

Результаты инновационной деятельности

На основании критериев проекта произведена оценка эффективности практики внедрения модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления (Приложение 6). Усовершенствован и пополняется банк данных интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся по направлениям их профессиональных задатков и склонностей. По данным на конец 2017/2018 учебного года наблюдается рост показателей диагностируемых компетенций по сравнению с началом инновационного проекта и промежуточными результатами.

По результатам диагностического обследования с применением «Методики изучения статусов профессиональной идентичности Д. Марсия» установлено, что 100% участников инновационного проекта обладают сформированной профессиональной идентичностью. Этот статус присущ тем юношам и девушкам, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Профессиональные планы данных учащихся определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

Участникам инновационного проекта свойственны высокий личностный смысл обучения («Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьяновой и Н.В.Калининой»), развитая потребность в познании («Опросник диагностики самоактуализации личности»), сформировавшееся мировоззрение («Анкета по изучению уровня воспитанности учеников 7-11 классов»), свободное проявление коммуникативных и организаторских способностей (опросник «КОС» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина»).

Одним из образовательных ресурсов формирования коммуникативной компетенции стал международный проект «Выбери будущее сегодня» совместно с Вальдорфской школой г. Равенсбурга, где учащиеся смогли показать высокий уровень знания немецкого, английского  языков, готовность к согласованным действиям в интернациональном коллективе, способность к сотрудничеству, дискутированию, проявление терпимости к мнению других.

Выявлен высокий уровень сформированности социально-трудовых компетенций по итогам диагностики. Этому поспособствовали многие организационно-педагогические условия, но в большей мере работа школьного органа ученического самоуправления «Школьная республика», где в течение данного года формировалось владение знаниями в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере, в вопросах экономики и права.

Высокий уровень учебно-познавательных компетенций выразился в готовности учащихся к исследовательской работе в рамках школьного научного общества «Шанс», результативное выступление на районной конференции по немецкому языку, по белорусскому языку. На II этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащимися получены тринадцать дипломов. Количественный рост дипломов составил 26% от числа участников в сравнении с прошлым годом. Тьюторанты приняли активное участие в  районном этапе конкурса “Праз творчасць у прафесію” республиканской акции “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”. Учащаяся 11 “А” класса Горчанюк Елизавета была отмечена дипломом 3-й степени. В городском конкурсе буктрэйлеров “Видеозахват” Горчанюк Е. завоевала диплом 1-й степени с видеофильмом на белорусском языке.  В республиканском дистанционном конкурсе «Белорусский пограничный» четыре учащихся выпускных классов были отмечены дипломами и похвальными отзывами. Готовность к самообразованию и самосовершенствованию была продемонстрирована в рамках участия их в предметных неделях, посещениях музеев, мероприятий в рамках школьного научного общества «Шанс». Тьюторанты приняли участие в различных конкурсах и олимпиадах (Приложение 5). Количество дипломов в сравнении с 2016/2017 учебным годом выросло на 8. Определяющая динамика перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности, продолжает наблюдаться именно в работе учащихся в школьных музеях «Город-герой Москва», «Спадчына Беларусі”, музее Д.М. Карбышева, где они работали над реализацией их собственных проектов.

Результаты диагностики позволяют нам говорить о наличии у учащихся высокого уровня проявления общекультурных компетенций. Их развитие достигается с помощью регулярного проведения в школе мероприятий по правовому информированию, деятельности учащихся в школьных музеях.

Ведётся целенаправленная работа по развитию уровня ценностно-смысловых компетенций путём вовлечения учащихся в деятельность мемориального отряда школы, школьной первичной организации Белорусского республиканского союза молодёжи, волонтерского отряда «Индиго», Школьной республики. В октябре 2017 года мемориальный отряд школы нес Вахту памяти на Посту № 1 в Брестской крепости-герой. Пять учащихся инновационной группы (45%) были членами мемориального отряда. Наблюдается положительная динамика сформированности социально-значимых ценностных ориентаций данных учащихся.

Диагностика свидетельствует также о высоком уровне сформированности личностных компетенций инновационной группы учащихся. Об этом позволяет судить вдумчивая и скрупулёзная работа одиннадцатиклассников над завершением пополнения портфолио своих достижений, активная совместная работа тьюторантов и тьюторов в рамках их индивидуальных образовательных маршрутов.

В ходе реализации проекта наблюдается повышение профессионального уровня педагогов. Развитию исследовательских, презентационных, информационно-коммуникационных компетенций педагогов способствовало их участие в работе различных семинаров, тренингов, занятий творческой группы, методического форума, оказание консультативной помощи со стороны администрации и педагога-психолога, работа по самообразованию, участие в международных встречах педагогов.

Проведенный анализ динамики мотивации педагогов к участию в инновационном проекте показывает, что 100% опрошенных довольны своим участием в проекте и готовы к написанию методических рекомендаций по теме проекта. Наблюдается глубокое понимание целей и проблемного поля инновационного проекта.

Уровень обученности повысился по предметам у восьми тьютерантов. У одного учащегося повысился уровень обученности по выбранному предмету. Два тьютеранта остались на том же уровне.

О своей готовности к работе с одарёнными учащимися заявляют 100% задействованных в проекте педагогов. В школе ведётся целенаправленная работа по приведению профессиональной компетентности педагогов в соответствие требованиям и критериям, необходимым для успешной и плодотворной работы с высокомотивированными учащимися.

Способность проводить педагогические исследования и диагностические мероприятия выявлена у 91% педагогов-участников инновации. Высоко развита способность к сотрудничеству с учащимися у 100% специалистов.

Знания особенностей компетентностного подхода демонстрируют 100% педагогов. По этому показателю с помощью проведения методических семинаров и методической олимпиады достигнута явная положительная динамика.

Проводимые в течение 2017/2018 учебного года мероприятия для учащихся способствовали формированию положительной мотивации к учёбе, доверительных отношений с педагогами, развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки, реализации личностных потребностей и интересов, что подтверждено проведённым опросом, в котором 92% учащихся удовлетворены качеством реализации инновационного проекта и готовы к профессиональному выбору.

Сопоставительный анализ полученных результатов с прогнозируемыми установил их соответствие.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

В текущем году на базе учреждения образования были проведены заседания в рамках работы школьного методического форума, в ходе которых педагогами-тьюторами Лычук Л.Г., Чирец Л.М., Мищук Т.В., Кудачко О.Е., Губаревич Т.Ю., Бойко Н.В. были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия.  Директор школы Никифоровец И.Ф. является руководителем районного методического объединения руководителей учреждения образования. Учитель школы Матус Т.С. является руководителем районного методического объединения учителей физики. Шарова Е.А. является руководителем районной проблемной группы учителей английского языка, работающей по теме «Коммуникативно-информационные технологии в обучении английскому языку». Данные педагоги активно делились опытом работы в рамках районных методических формирований.

Заместитель директора по учебной работе, учитель немецкого языка Шлома С.Н. на семинарах в феврале и апреле 2018 года для слушателей Брестского областного института развития образования “Стратегия формирования мотивации к изучению немецкого языка у учеников на уроках и во внеурочной деятельности” делились наработками по теме педагогического исследования.

16.11.2017 учителя английского языка Губаревич Т.Ю., Кудачко О.Е., учителя немецкого языка Шлома С.Н., Бойко Н.В. делились опытом в рамках заседания районного методического объединения учителей иностранных языков по теме «Реализация современных подходов к организации образовательного процесса по иностранному языку на третьей ступени общего среднего образования». 09.02.2018 учитель русского языка и литературы Чирец Л.М. выступила на заседании рйонного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме “Реализация индивидуально-личностного и деятельностного подходов через использование традиционных и инновационных форм, методов и приёмов”. В рамках международного семинара 10.10.2017 “Использование инновационных технологий в преподавании иностранных языков в современной школе Германии и Беларуси” с участием педагогов Вальдорфской школы г. Равенсбурга (Германия)  выступила учитель немецкого языка Бойко Н.В.

Учитель истории Мищук Т.В., учитель английского языка Губаревич Т.Ю., учитель математики Ляшко Н.А. обобщили своей опыт на методическом совете школы 31.03.2018.

         Представленный педагогами опыт формирования учебно-познавательных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности получил высокую оценку коллег Республики Беларусь, России, Германии.

         Установлено взаимодействие с учреждениями образования, реализующими инновационный проект, на основе социального партнёрства через использование электронной почты, взаимопосещение официальных сайтов учреждений.      Опыт работы школы освещался  в средствах массовой информации в 2017/2018 учебном году. Было подготовлено 8 публикаций (Приложение 3).

 

Заключение

         Анализ деятельности педагогического коллектива ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева» по реализации инновационного проекта «Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления» в 2017/2018 учебном году позволяет сделать следующие выводы:

- задачи данного этапа внедрения образовательной модели в педагогическую практику учреждения образования выполняются;

 - в учреждении образования созданы условия для эффективной реализации инновационного проекта;

- разработаны и успешно реализуются индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся;

 - наблюдается рост профессионального уровня педагогов-участников проекта;

 - создана система тьюторского сопровождения учащихся, как способа индивидуализации процесса обучения;

- налажено сетевое взаимодействие с учреждениями образования, реализующими инновационный проект.

Дальнейшая работа по реализации инновационного проекта позволит:

- систематизировать и структурировать методические рекомендации по организации индивидуализации образовательного процесса для дальнейшей трансляции;

- систематизировать формы и методы работы с семьями интеллектуально одарённых учащихся по оказанию психолого-педагогической помощи в развитии и профессиональном становлении ребенка.

Задачи на 2018/2019 учебный год:

  1. Провести анализ реализации проекта за три года.
  2. Написать методические рекомендации по итогам реализации проекта.

Рекомендации

Заместителю директора по учебной работе Шломе С.Н. предоставить справку о промежуточных результатах реализации инновационного проекта  консультанту Пашкевич Ю.У. до 04.05.2018.

 

 

Заместитель директора по учебной работе                           С.Н. Шлома