Итоги работы по инновационной деятельности в 2016/2017 учебном году

Управление образования Брестского исполнительного комитета

Отдел образования администрации Ленинского района г. Бреста

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №20 г. Бреста имени Героя Советского

Союза Д.М. Карбышева»

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

УТВЕРЖДАЮ

Консультант

Пашкевич Юлия Ульяновна,

заведующий аспирантурой учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», секретарь специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов

__________________Ю.У. Пашкевич

«___» ______________2017 г.

контактный телефон 8(017)2009056,

моб. тел. 80293207879

e-mail:  pash71@bk.ru

 

 

Директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза

Д.М. Карбышева»

_____________И. Ф. Никифоровец

«___» ______________2017г.

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления»

2016/2017 уч. г.

 

 

 

Руководитель  проекта

Шлома Светлана Николаевна,

заместитель директора 

ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева»

контактные телефоны: 8(0162)213985, 80295213141

224030, г. Брест,

ул. Карбышева, д. 81

е-mail: school20brest@rcit.by

 

 

г. Брест, 2017

 

 

Общие данные

Учреждение образования:

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева»

Регистрационное свидетельство Устава: № 173 от 09.02.2016

Тема инновационного проекта: Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления.

Сроки реализации проекта: 2015-2018 годы.

Руководитель инновационного проекта: Шлома Светлана Николаевна, заместитель директора Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева».

Консультант инновационного проекта: Пашкевич Юлия Ульяновна, заведующий аспирантурой учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», секретарь специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов

 

Количество участников: 11 педагогов и 11 учащихся.

п/п

Ф.И.О.

Должность

Образование

Категория

1

Никифоровец

Ирина Фёдоровна

директор

высшее

Высшая

2

Шлома

Светлана Николаевна

заместитель директора

высшее

Высшая

3

Чирец Людмила Михайловна

учитель русского языка и литературы

высшее

Высшая

4

Лычук

Людмила Григорьевна

учитель белорусского языка и литературы

высшее

Высшая

5

Шарова Елена Александровна

учитель английского языка

высшее

Высшая

6

Губаревич Татьяна Юрьевна

учитель английского языка

высшее

Первая

7

Кудачко Ольга Евгеньевна

учитель английского языка

высшее

Первая

8

Бойко Наталья Васильевна

учитель немецкого языка

высшее

Первая

9

Мищук

Татьяна Владимировна

учитель истории

высшее

Первая

10

Матус Татьяна Сергеевна

учитель физики

высшее

Высшая

11

Ляшко Наталья Алексеевна

учитель математики

высшее

Первая

 

Введение

Не перестает быть актуальной проблема выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных учащихся. Особенно остро стоит вопрос соответствия возможностей и желаний этих детей. Существующие  специфические особенности, характерные таким детям, не всегда определяют  легкий путь их личностного становления и самореализации.  На этапе профессионального становления одаренные  и высокомотивированные учащиеся требуют к себе повышенного педагогического внимания. Наиболее приемлемо в работе с такими детьми индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, целью которого является оказание помощи учащимся в  развитии ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности и социализации.

Для реализации цели на 2016/2017 учебный год были поставлены следующие задачи:

  1. Провести промежуточную диагностику интеллектуальных способностей и профессиональных ориентиров учащихся.
  2. Обновить банк данных интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся.
  3. Разработать индивидуальную образовательную программу развития ключевых компетенций учащихся на 2016/2017 учебный год.
  4. Обеспечить психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение
  5. Изучение практико-исследовательской деятельности педагогов-тьюторов
  6. Создать условия для реализации запланированных мероприятий.

В течение 2016/2017 учебного года мы организовали работу объединений по профессиональным интересам интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся и обеспечили их учебно-методическое сопровождение. Было разработано 11 индивидуальных маршрутов  и  образовательные программы по формированию ключевых компетенций интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся. Обеспечивалось психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение данных учащихся. Тьюторы создали условия для реальной индивидуализации процесса обучения. Тьюторанты были вовлечены в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания. Осуществлялся мониторинг процесса реализации индивидуальной программы развития учащегося, при необходимости, вносились коррективы. Также были организованы тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития самоуправления,  саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Через реализацию программы «Профессиональные пробы» обеспечивалась координация всех многообразных структур, ставящих своей целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе. Было расширено социальное партнерство и сотрудничество.

 

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

Успешно проведённые организационно-диагностические мероприятия подготовительного этапа обеспечили целенаправленную и слаженную работу педагогов-участников инновационного проекта в реализации задач практического этапа.

Эффективной формой взаимодействия участников инновационного проекта явились семинары-практикумы, которые проводила психолог «Профессионального психологического центра ИНСАЙТ» Марченко Елена Евгеньевна на основе договора безвозмездного оказания образовательных услуг от 19.09.2016. Районный семинар-практикум «Психологические и педагогические аспекты тьюторства» прошел 3 ноября 2016 года на базе ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева».  Районный семинар-практикум «Психологические механизмы профессионального самоопределения» прошел 28 декабря 2016 года на базе ГУО «Средняя школа № 18 г. Бреста». Районный семинар-практикум «Типичные ошибки в педагогических исследованиях» прошел 29 марта 2017 года на базе ГУО «Средняя школа № 5 г. Бреста». В данных семинарах приняли участие педагоги школ № 5, 18, 20 и гимназии № 3. В районе в течение  учебного года работала проблемная группа  педагогов школ № 5, 18, 20 и гимназии № 3, работающих над реализацией данного инновационного проекта. Школа стала филиалом  кафедры математического анализа и дифференциальных уравнений и их приложений (заведующий кафедрой Сендер Н.Н.). Договор был подписан 01.11.2016. 28.11.2016 состоялось расширенное заседание кафедры совместно с администрацией и педагогами школы. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина Силюк Л.А. выступила на методическом форуме перед педагогами школы 8 октября 2016 года по теме «Методологический аппарат исследования». Методическая сеть учреждения образования включает в себя работу проблемной группы учителей по реализации инновационного проекта.

Участниками инновационного проекта разработаны индивидуальные планы работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися на 2016/2017 учебный год, календарный план работы учителя по реализации программы инновационной деятельности. Рефлексивная деятельность педагогов в рамках реализации инновационного проекта осуществляется через ведение дневника, в котором фиксируются этапы работы, успехи и возникающие проблемы.

Продолжена практико-исследовательская деятельность педагогов в рамках реализации инновационного проекта. Предметом исследований участников проекта являются способы и методы формирования ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по учебным предметам посредством психолого-педагогического и тьюторского сопровождения (Приложение 1).

Ведущей формой контроля в рамках инновационной деятельности стал самоконтроль, который обеспечивается эффективным и конструктивным взаимодействием всех участников инновационной деятельности.

                   Эффективность условий реализации инновационного проекта       В школе созданы условия для успешной реализации идей инновационного проекта, проявления педагогами инициативы, презентации инновационного опыта, удовлетворения профессиональных потребностей и запросов.

В учреждении образования имеется необходимая для реализации инновационного проекта материально-техническая база. В школе продолжает формироваться банк данных аудио- и видеоматериалов по всем предметам школьной программы. Все учебные кабинеты оснащены техническими средствами. В школе имеются два компьютерных класса, два информационных центра в кабинете английского языка и математики, технически в полном объеме оснащена библиотека. С этого учебного года ученики 10 «А» и 10 «Б» классов подключены к системе «Электронная школа», ведутся электронные дневники и журналы. В учреждении имеется высокоскоростной выход в сеть Интернет, работает электронная почта, создан свой сайт (brest-school-20.by). Сетевое взаимодействие с участниками проекта и социумом осуществляется посредством электронной почты.

В школе согласно протоколу заседания общественного Совета отдела культуры Брестского горисполкома № 2 от 11 февраля 2009 года были зарегистрированы: музей «Город-герой Москва» (каб. № 3), музей «Спадчына Беларусі» (каб. № 6). В кабинетах истории и русского языка работают музейные экспозиции. В сентябре 2013 года в школе был открыт музей имени Д.М. Карбышева, переданный школе приказом управления образования Брестского облисполкома. Музеи являются неотъемлемой частью разнообразной образовательной среды нашей школы. В них созданы условия формирования личности, а также возможностей ее реализации, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Кадровый состав участников инновационного проекта (Приложение 2) характеризуется высоким квалификационным уровнем: из 11 участников проекта 5 (45%) имеют высшую квалификационную категорию, 6 (55%) – первую. Имеют педагогический стаж до 15 лет – 1 (9%), 15-20 лет – 4 (36%), свыше 20 лет – 6 (55%). Являются сертифицированными пользователями информационных технологий в образовании - 11 (100%) педагогов. Три педагога (27%) участвуют в инновационной деятельности во второй раз. С 2011 по 2014 школа участвовали в реализации инновационного проекта "Внедрение модели формирования коммуникативной культуры учащихся в контексте белорусского менталитета".

Научно-методическое обеспечение проекта осуществляет консультант Пашкевич Ю.У. Консультантом была оказана помощь в определении тем педагогических исследований участников инновационного проекта, целей, задач и критериев, в соответствии с которыми педагогами определяются результаты инновационной деятельности. Консультантом был предложен инструментарий для психолого-педагогической диагностики по выявлению интеллектуальной одарённости и профессиональных склонностей учащихся. 

С целью повышения инновационной культуры педагога заместитель директора по учебной работе Шлома С.Н. приняла участие в районном семинаре «Компетентностный подход как основа повышения качества образования» 27.12.2016, который прошел на базе ГУО «Гимназия № 5 г. Бреста». 15.10.2016 заместитель директора по учебной работе Шлома С.Н., учитель немецкого языка Бойко Н.В., учитель английского языка Кудачко О.Е. приняли участие в международном научно-практическом семинаре «Инновационные подходы в обучении иностранным языкам» в Вальдорфской школе г. Равенсбурга. 07.10.2016 учитель английского языка Губаревич Т.Ю. приняла участие в городском учебно-методическом семинаре, организованном в рамках работы «Школы педагогического опыта» на базе БрГУ имени А.С. Пушкина, с выступлением «Формирование коммуникативной компетенции посредствам   использования мультимедийных презентаций языкового материала». Педагог-психолог Стасюк О.А. 12.04.2017 выступила на международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе», которая прошла на базе кафедры социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина, школа является филиалом данной кафедры. Участие в работе семинаров и конференций позволило педагогам приобрести знания в области формирования ключевых компетенций учащихся в условиях средней школы, ознакомиться с научными теориями и разработками, лежащими в основе инновационной идеи проекта, изучить современные подходы к организации инновационной деятельности в учреждении образования.

Совершенствованию профессиональных компетенций педагогов-участников проекта способствовало прохождение курсов повышения квалификации на базе ГУО «Брестский областной ИРО» в сентябре 2016 года (Бойко Н.В., учитель немецкого языка – 9%).

В течение учебного года с педагогами, которые участвуют в проекте, проводились консультации кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина Силюк Л.А. Совместно с администрацией школы оказана консультационная помощь педагогам по ведению дневника участника инновационного проекта, по планированию работы по теме педагогического исследования, по вопросам организации взаимодействия тьютора и учащегося-тьюторанта.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществлялось педагогом-психологом Стасюк О.А. Работа велась по следующим направлениям: просвещение, диагностика, организация психолого-педагогических консультаций «Развитие инновационной культуры педагога» и тренинговых занятий с учителями-участниками инновационного проекта. Педагогом-психологом осуществлялся мониторинг уровня психологической комфортности и работоспособности учащихся.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Календарный план инновационной деятельности на 2016/2017 учебный год выполнен. Реализуется программа профессиональных проб. Результатом реализации данной программы стало повышение уровня осведомленности учащихся о специальности, отдельных направлениях специальности, повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях; увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель, желающих заниматься научно-исследовательской работой в рамках выбранной специальности.

Во многом на качество мероприятий влияет разнообразие образовательной среды школы, в которую наряду с музеями входят международные проекты со школами г. Москвы и г. Равенсбурга. С 13 по 27 октября делегация педагогов и учащихся школы побывала в Вальдорфской школы г. Равенсбурга. Три педагога, которые участвуют в реализации проекта, и 6 тьюторантов участвовали в течение недели в международном обмене. В рамках встреч для педагогов школы были организованы международные семинары. С 02 по 12 апреля делегация педагогов и учащихся Вальдорфской школы г. Равенсбурга посетила Брест. Восемь педагогов, которые участвуют в реализации проекта, и 5 тьюторантов участвовали в течение десяти дней в международном обмене. В рамках встреч для педагогов школы были организованы международные семинары. В отчетном учебном году использовались инновационные формы общения с коллегами из школы Равенсбурга: телемосты, скайп-конференции

Работа педагогов-участников инновационного проекта в течение учебного года была направлена на достижение цели и успешное решение задач  практического этапа осуществления инновационного проекта. С учетом внешних факторов, оказывающих влияние на ход инновационного процесса в течение года, в календарный план вносились коррективы, которые касались как изменения сроков проведения запланированных мероприятий, так и их содержания.

Педагогами-тьюторами совместно с педагогом-психологом, учащимися и их родителями на основе проведенных диагностик, анкетирования и собеседований были разработаны индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся, которые нашли своё отражение в индивидуальных образовательных маршрутах учащихся. В роли тьютора выступили учителя-предметники, непосредственно осуществляющие образовательный процесс в классе обучающегося. 

За тьюторами, которые являются классными руководителями 10 «А» и 10 «Б» классов, на базе которых реализуется инновационный проект, Лычук Л.Г., Чирец Л.М. закреплено по двое учащихся. За тьюторами Губаревич Т.Ю., Мищук Т.В., Н.В., Кудачко О.Е., Ляшко Н.А., Матус Т.С. Шаровой Е.А. закреплено по одному учащемуся. Это позволило многим педагогам вести индивидуальную работу.

Среди форм внеурочной деятельности использовались факультативные занятия, организация предметных недель, участие в интеллектуальном чемпионате по игре «Что? Где? Когда?» по разным направлениям. Удачным решением оказалась организация программы професиональных проб. В течение данного учебного года прошли профпробы по девяти направлениям: военное дело, туризм, сценическое искусство, юриспруденция, медицина, педагогика и иностранные языки, техника и механика, экономика. Профпробы по военному дело проходили на базе Брестской пограничной группы имени Ф.Э. Дзержинского и Брестского областного управления Департамента охраны МВД. Профпробы по направлению "Туризм" прошли на базе двух туристических фирм: "Крис" и "Интурсервис". Профпробы по направлению «Сценическое дело» прошли на базе Брестского театра драмы имени Ленинского комсомола Беларуси и телерадиокомпании «Брест». Во время реализации данной программы в течение года учащиеся получили достаточно полные сведения о деятельности специалистов следующих организаций: военная часть, туристическая фирма, театр, телестудия. Профпробы по юриспруденции позволили тьюторантам принять участие в заседании суда. Экономический факультет БрГТУ принял учащихся, заинтересованных в профессиях экономического профиля. 4 учащихся 10 "А" класса и 2 учащихся 10 "Б" класса составили индивидуальные программы профессиональных проб (военное дело и сфера туризма). Учащиеся, проходившие профессиональные пробы,  получили возможность соотнести свои индивидуальные интересы и личностные особенности с требованиями интересующей профессии. Большинство учащихся 10 "А" и 10 "Б" классов работают над составлением  профессиограмм выбранных профессий. У учащихся формируется опыт общеучебной и познавательной деятельности (включенность в познавательную деятельность). Учащиеся приобретают практические умения коммуникативной культуры в процессе осуществления социальных взаимодействий с работниками учреждений, где проходят профпробы.

В школе работает 12 объединений по интересам, в которых занимаются учащиеся инновационной группы. С целью развития социально-трудовой компетенции учащиеся вовлечены в волонтерское движение, которое включило мероприятия в рамках сотрудничества с Белорусским детским фондом и Красным Крестом, коррекционно-развивающимся центром «Стимул», благотворительные акции,  участие в благотворительном проекте «Любовью защитим». Была проведена волонтерская акция «Аллея дружбы» 04.04.2017. Учащиеся школы и их немецкие сверстники высадили в Беловежской пуще 200 сосен и 122 березы.

Научно-исследовательское и олимпиадное движение являются одним из результатов профориентационной работы в рамках инновационного проекта. В школе продолжало работу научное общество учащихся «Шанс». Результатом работы стали три диплома учеников из инновационной группы в районной научно-практической конференции «Дети. Творчество. Интеллект» в октябре 2016 года. Консультантом научного общества является кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина Силюк Л.А. Развивая проектно-исследовательские компетенции, консультации способствовали получению главного результата – интеллектуального продукта.

В рамках сотрудничества с Вальфдорфской школой г. Равенсбурга, Германия, были проведены мероприятия в рамках международного проекта «Выбери будущее сегодня» в октябре 2016 года в г. Равенсбурге и в апреле 2017 года в Бресте. Данный проект помогает учащимся в развитии учебно-познавательных и коммуникативных компетенций через лингвистический обмен.

В школе создана информационная среда по профессиональному самоопределению. Имеется информационный стенд «Профориентация». Информация, размещенная на стенде, периодически обновляется и поддерживается в актуальном состоянии. На сайте школы также размещаются материалы, раскрывающие особенности профессионального становления, перспективы трудоустройства выпускников в соответствии с запросами рынка труда, советы педагога-психолога, информация о проведении дней открытых дверей в учреждениях образования республики.

Результаты инновационной деятельности

На основании критериев проекта произведена оценка эффективности практики внедрения модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления. Усовершенствован и пополняется банк данных интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся по направлениям их профессиональных задатков и склонностей.

Одним из образовательных ресурсов формирования коммуникативной компетенции стал международный проект «Выбери будущее сегодня» совместно с Вальдорфской школой г. Равенсбурга, где учащиеся смогли показать высокий уровень знания немецкого, английского  языков, готовность к согласованным действиям в интернациональном коллективе, способность к сотрудничеству, дискутированию, проявление терпимости к мнению других.

Выявлен высокий уровень сформированности социально-трудовых компетенций по итогам диагностики. Этому поспособствовали многие организационно-педагогические условия, но в большей мере работа школьного органа ученического самоуправления «Школьная республика», где в течение года формировалось владение знаниями в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере, в вопросах экономики и права. Учащийся 10 «Б» класса Ничипорук Никита отмечен грамотой ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» за плодотворное сотрудничество с Ленинским районным комитетом ОО «БРСМ» города Бреста и активную гражданскую позицию в деле реализации молодежной политики.

Высокий уровень учебно-познавательных компетенций выразился в готовности учащихся к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе в рамках школьного научного общества «Шанс», результативное выступление на районной конференции по немецкому языку, по белорусскому языку, по обществоведению (три диплома). На II этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащимися получены пять дипломов. Тьюторанты приняли активное участие в  городской игре по творчеству Некрасова. Команда в составе 6 учащихся завоевала диплом 1-й степени. В районном этапе республиканского конкурса “Радзіма спадчына – мой гонар” Горчанюк Елизавета завоевала диплом 1-й степени, в областном этапе – диплом 3-й степени с видеофильмом на белорусском языке, в республиканском этапе – диплом участника.  Готовность к самообразованию и самосовершенствованию была продемонстрирована в рамках участия их в предметных неделях, посещениях музеев, мероприятий в рамках школьного научного общества «Шанс». Тьюторанты приняли участие в различных конкурсах и олимпиадах (Приложение 5). Определяющая динамика перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности продолжает наблюдаться именно в работе учащихся в школьных музеях «Город-герой Москва», «Спадчына Беларусі”, музее имени Д.М. Карбышева, где они работали над реализацией их собственных проектов. Тьюторанты самостоятельно находили источники информации, использовали средства ИКТ.

Результаты диагностики позволяют нам говорить о наличии у учащихся высокого уровня проявления общекультурных компетенций. Их развитие достигается с помощью регулярного проведения в школе мероприятий по правовому информированию, деятельности учащихся в школьных музеях, участию учащихся в международном проекте со школьниками из Вальфдорской школы города Равенсбурга.

Ведётся целенаправленная работа по развитию уровня ценностно-смысловых компетенций путём вовлечения учащихся в деятельность мемориального отряда школы, школьной первичной организации Белорусского республиканского союза молодёжи, волонтерского отряда «Индиго», Школьной республики. В октябре 2016 года мемориальный отряд школы нес Вахту памяти на Посту № 1 в Брестской крепости-герой. Пять учащихся инновационной группы (45%) были членами мемориального отряда. Наблюдается положительная динамика сформированности социально-значимых ценностных ориентаций данных учащихся.

Диагностика свидетельствует также о высоком уровне сформированности личностных компетенций инновационной группы учащихся. Об этом позволяет судить вдумчивая и скрупулёзная работа десятиклассников  над составлением и пополнением портфолио своих достижений, наличие у них сильной внутренней мотивации к участию в различных конкурсах, активная совместная работа тьюторантов и тьюторов в рамках их индивидуальных образовательных маршрутов.

В ходе реализации проекта наблюдается повышение профессионального уровня педагогов. Развитию исследовательских, презентационных, информационно-коммуникационных компетенций педагогов способствовало их участие в работе различных семинаров, тренингов, занятий творческой группы, методического форума, оказание консультативной помощи со стороны администрации и педагога-психолога, работа по самообразованию, участие в международных встречах педагогов. Педагог-психолог Стасюк О.А. результативно выступила в феврале 2017 года в областном конкурсе научно-методической литературы и педагогического опыта с программой «Профессиональные пробы как прием реализации профессионального самоопределения учащихся старших классов» (диплом 1-й степени).

Проведенный анализ динамики мотивации педагогов к участию в инновационном проекте показывает, что 100% опрошенных довольны своим участием в проекте и готовы к продолжению инновационной деятельности. Наблюдается более глубокое понимание целей и проблемного поля инновационного проекта. Среди главных трудностей, с которыми педагогам пришлось столкнуться в своей тьюторской деятельности, они указывают загруженность детей во внеучебное время.

Уровень обученности повысился по предметам у девяти тьюторантов. У одного учащегося повысился уровень обученности по выбранному предмету. Два тьюторанта остались на том же уровне.

О своей готовности к работе с одарёнными учащимися заявляют 100% задействованных в проекте педагогов. В школе ведётся целенаправленная работа по приведению профессиональной компетентности педагогов в соответствие требованиям и критериям, необходимым для успешной и плодотворной работы с высокомотивированными учащимися.

Способность проводить педагогические исследования и диагностические мероприятия выявлена у 91% педагогов-участников инновации. Высоко развита способность к сотрудничеству с учащимися также у 91% специалистов.

Знания особенностей компетентностного подхода демонстрируют 91% педагогов. По этому показателю с помощью проведения методических семинаров достигнута явная положительная динамика.

Проводимые в течение 2016/2017 учебного года мероприятия для учащихся способствовали формированию положительной мотивации к учёбе, доверительных отношений с педагогами, развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки, реализации личностных потребностей и интересов, что подтверждено проведённым опросом, в котором 90% учащихся удовлетворены качеством реализации инновационного проекта и готовы продолжить работу.

Сопоставительный анализ полученных результатов с прогнозируемыми установил их соответствие.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

         14 июля 2016 года директор школы Никифоровец И.Ф. приняла участие в работе круглого стола «Проекты школ как современное поле развития» в 539 школе Санкт-Петербурга с докладом «Сопровождение интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления в школах Республики Беларусь». Кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург) Арьяева Людмила Владимировна выступила перед творческой группой учителей по теме инновационного проекта 2 августа 2016 года в школе № 20 во время посещения школы, школьных музеев «Город-герой Москва», «Спадчына Беларусі», «Музей Героя Советского Союза Д.М. Карбышева», кабинета юных пограничников, кабинета русского языка и литературы с музейной экспозицией, посвященной творчеству А.С. Пушкина. Стороны выразили уверенность в необходимости дальнейшего сотрудничества по обмену опытом между школой № 20 г. Бреста и школами, учреждениями, курирующими систему образования г. Санкт-Петербурга.

В текущем учебном году на базе учреждения образования были проведены заседания в рамках работы школьного методического форума, в ходе которых педагогами-тьюторами Лычук Л.Г., Чирец Л.М., Мищук Т.В., Кудачко О.Е., Губаревич Т.Ю., Бойко Н.В. были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия.  Директор школы Никифоровец И.Ф. является руководителем районного методического объединения руководителей учреждения образования. Учитель школы Матус Т.С. является руководителем районного методического объединения учителей физики. Шарова Е.А. является руководителем районной проблемной группы учителей английского языка, работающей по теме «Коммуникативно-информационные технологии в обучении английскому языку». Данные педагоги активно делились опытом работы в рамках районных методических формирований.

Заместитель директора по учебной работе, учитель немецкого языка Шлома С.Н. на семинаре в сентябре 2016 года для слушателей Брестского областного института развития образования “Стратегия формирования мотивации к изучению немецкого языка у учеников на уроках и во внеурочной деятельности” делились наработками по темам педагогического исследования.

07.10.2016 учитель английского языка Губаревич Т.Ю. приняла участие в городском учебно-методическом семинаре, организованном в рамках работы «Школы педагогического опыта» на базе БрГУ имени А.С. Пушкина, с выступлением «Формирование коммуникативной компетенции посредствам   использования мультимедийных презентаций языкового материала». В рамках международного семинара 15.10.2016 «Использование инновационных технологий в преподавании иностранных языков в современной школе Германии и Беларуси» с участием педагогов Вальдорфской школы г. Равенсбурга (Германия)  выступили заместитель директора по учебной работе Шлома С.Н., учитель немецкого языка Бойко Н.В., учитель английского языка Кудачко О.Е.

Учитель английского языка Кудачко О.Е. приняла участие в районном методическом конкурсе «Мультимедийный урок в образовательной практике педагога» с разработкой урока в 10-м классе. Урок был отмечен дипломом 1-й степени.

Педагог-психолог Стасюк О.А. 12.04.2017 выступила на международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе», которая прошла на базе кафедры социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина.

         Представленный педагогами опыт формирования учебно-познавательных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности получил высокую оценку коллег Республики Беларусь, России, Германии.

         Установлено взаимодействие с учреждениями образования, реализующими инновационный проект, на основе социального партнёрства через использование электронной почты, взаимопосещение официальных сайтов учреждений.      Опыт работы школы освещался  в средствах массовой информации. Было подготовлено 11 публикаций (Приложение 3).

 

 

Заключение

         Анализ деятельности педагогического коллектива ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева» по реализации инновационного проекта «Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления» в 2016/2017 учебном году позволяет сделать следующие выводы:

- задачи данного этапа внедрения образовательной модели в педагогическую практику учреждения образования выполняются;

 - в учреждении образования созданы условия для эффективной реализации инновационного проекта;

- разработаны и успешно реализуются индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся;

 - наблюдается рост профессионального уровня педагогов-участников проекта;

 - создана система тьюторского сопровождения учащихся, как способа индивидуализации процесса обучения;

- налажено сетевое взаимодействие с учреждениями образования, реализующими инновационный проект.

Дальнейшая работа по реализации инновационного проекта позволит:

- скорректировать деятельность педагогов по развитию у учащихся ключевых компетенций;

- систематизировать и структурировать методические рекомендации по организации индивидуализации образовательного процесса для дальнейшей трансляции;

- систематизировать формы и методы работы с семьями интеллектуально одарённых учащихся по оказанию психолого-педагогической помощи в развитии и профессиональном становлении ребенка.

Рекомендации

Заместителю директора по учебной работе Шломе С.Н. предоставить справку о промежуточных результатах реализации инновационного проекта  консультанту проекта Пашкевич Ю.У. до 10.05.2017.

 

 

Заместитель директора по учебной работе                           С.Н. Шлома